Важно отметить, что все цивилизационные преобразования прошлых веков имели имперский, то есть завоевательный характер. Однако, не все они обязательно были связаны с вооруженным насилием. Многочисленные события в истории человечества неоспоримо доказывают, что некоторые народы продвигали свои границы распространения не только с помощью военной силы, но и мирного расселения на ранее пустующих территориях либо занятых малочисленными народам. С этой точки зрения пример русского народа является уникальным и не имеет прецедентов. На этом примере можно видеть особый путь образования имперских (то есть, захватнических действий) без применения силы, но исключительно путем мирной территориальной экспансии. Детали такого проникновения на другие территории можно проследить также на примере других великих переселений (точнее, расселений) многих народов, имевших место в истории. Однако, проекция исторических событий на современные народы не дает им права воспользоваться таким опытом, ибо сейчас на Земле практически не осталось неосвоенных территорий, на которых не существовало бы организованных народов. Общим здесь является то, что та или иная цивилизация как объединение составных частей, которыми характеризуется степень развития народа или группы народов с точки зрения развития Разума, способна явить свою сущность и воплотить себя в полную силу именно в имперской форме.

Вообще говоря, империя представляет собой уникальный феномен, который невозможно свести к какой-либо одной форме государственного устройства в виде монархии, республики, федерации, конфедерации и т.п. К сожалению, о феномене империи сложилось искаженное представление, которое пока занимает господствующее положение в общественном сознании. Сущность такого искаженного представления обычно выражается следующим определением:

империя есть обширное государство, которое включает в свой состав путем насильственного завоевания территории других народов и государств

В таком представлении ключевым составляющим феномена империи является обширность территории, наднациональный принцип государственного строительства и насильственный завоевательный характер такого строительства. При этом, такое понятие империи оказывается лишенным каких бы то ни было метафизических составляющих, что представляется в корне неправомочным. Подобная трактовка империи показывает, что она ассоциировалась либо с моделями западноевропейских колониальных империй, либо с монархическими империями России, Турции и других азиатских государств. Именно отсюда возникло понятие «империализм» как синоним угнетения, несправедливости и неравноправия одних народов перед другими.

Однако, к определению империи и имперскому строительству можно подойти с разных точек зрения – географической, политической, научной, философской, культурной. Причем, при всем множестве трактовок империи и имперского строительства большинство ученых едины в том, что русское имперское сознание всегда основывалось не на физическом подчинении окраин со стороны метрополии, а на некоей консолидирующей идее.

В последнее время понятие империи получило особое содержание. Под империей стали понимать необязательное существовании метрополии как имперского центра и подчиненных ей колоний, наличие верховного правителя или центральной власти. Империю стали рассматривать как некое гармоническое соединение пространств, народов, культур и религиозных верований, то есть, в виде империи народов. В империи каждый входящий в нее народ может достигнуть того, чего он никогда не может достигнуть самостоятельно. При этом, в каждой империи народов имеется главный народ, который является опорой и движущей силой империи. Такие народы принято называть имперскими. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что человеческая цивилизация развивается усилиями именно под влиянием имперских народов. При этом, все имперские народы не похожи друг на друга – каждый из них имеет свой способ завоевания влияния в мире, интеграции других народов, цивилизаций, веры.

Нетрудно видеть, что залогом выживания всякой цивилизации сегодня, как и во все прошедшие времена, становится ее способность к имперскому строительству. Цивилизация, не облеченная в имперскую форму будет неизбежно разрушаться и поглощаться другими имперскими цивилизациями. Не случайно современная карта мира представляет собой несколько мощных империй, так или иначе распределяющих свое влияние на остальные неимперские народы. И главный вопрос во взаимодействии и противостоянии таких империй заключается в прочности материальной и духовной ткани, из которой соткана каждая империя.

Следует особо подчеркнуть, что жизнестойкость всякого государства в имперской форме является беспрецендентно великой, ибо империя – это не просто некоторая географическая территория, политическая конструкция или социальная модель, но предельно возможная концентрация физических и духовных сил народов, которые составляют империю, а также метафизическая сублимация всего творческого и созидающего в виде ключевых элементов, объединяющих эти народы. Крах всякой империи наступает именно тогда, когда из имперского пространства исчезают ключевые объединительные элементы, будь то сакральность или легитимность власти, консолидирующая идея, наднациональная или надгосударственная миссия.

Как показывает исторический опыт, в становлении и развитии империи большое значение играет пассионарность (альтруизм) ее членов (народов). Пассионарии, для которых жажда преобразований на благо других оказывается сильнее инстинкта эгоизма и самосохранения, суммируют свои личные энергии в некое коллективное сознательное, когда каждый становится носителем великой идеи. Такая коллективная пассионарность реализуется в философии «общего дела», основной задачей которого является преобразование материального мира посредством духовных (разумных) усилий. Наполненная пассионарной (альтруистической) энергией и философией общего дела империя становится неким «городом всеобщего благоденствия», территорией вселенского Порядка, который противостоит Хаосу материального мира. И там, где ранее существовало суммарное множество отдельных «Я», возникает могучая общность «Мы». Империя народов всегда мыслит великими категориями, поскольку субъектом такой империи является не атомизированный гражданин, а коллективная субъектность в виде общины, этноса, народа. Вопреки ранее существовавшему представлению «свой-чужой» современная империя предлагает обобщенную позицию «все – свои», что достигается не путем прямого суммирования составляющих, а путем взаимодополнения и взаимоусиления потенциалов всех народов, входящих в империю.

Как и любой организм, который образуется и развивается соборными усилиями его составляющих, империя проходит стадии зарождения, взросления, возмужания, зрелости, старости и умирания. Однако, этот процесс не носит энтропийного характера, потому что по закону сохранения Энергии, пассионарная энергия людей не исчезает в никуда, растворяясь в Хаосе, а трансформируется в новые воплощения. До тех пор пока у империи хватает внутренних ресурсов отражать разрушительное воздействие Хаоса как снаружи, так изнутри, философия общего дела может претворяться в жизнь. Однако, как только баланс созидающих и разрушающих сил нарушается в пользу Хаоса, происходит подмена или подрыв принципиальных для империи идей, профанация сакральных смыслов, разложения ключевых цивилизационных понятий.

Имперские цивилизационные народы

Невозможно оспорить идею о том, что характер и особенности имперского цивилизационного строительства целиком и полностью определяются особенностями народов, которые принимают в нем участие. Поэтому, прежде всего, необходимо разобраться в том, какие именно народы потенциально способны принимать участие в имперском цивилизационном строительстве. Вообще говоря, все народы Земли можно различать между собой, используя 7 основных параметров, которые характеризуют эти народы с точки зрения направленности их развития, а именно:

· духовность характеризует степень развития Разума в народе, которая определяется наличием производимых им разумных продуктов, в виде науки, техники, образования и творчества;

· материальность характеризует материальные основы жизнедеятельности народа, которые определяются наличием материальных предметов, имеющихся в его распоряжении;

· культурность характеризует отношение народа к развитию собственной культуры в виде форм общественного сознания (философии, религии, искусства, морали, нравственности, права);

· единство характеризует способность народа собираться на своей территории без расселения в ареалах других народов;

· имперскость характеризует стремление народа к овладению новыми пространствами для распространения своего расселения или влияния;

· лидерство характеризует стремлением народа играть ведущую роль среди других народов с целью их совместного развития;

· цивилизационность характеризует стремление народа воспринимать все лучшие достижения разумного развития не только прошлого, но и будущего.

Все эти параметры развиты в каждом народе неравномерно и оказывают различное влияние на общий вектор развития народа в целом. При этом, в каждом народе нет каких-либо «негативных» параметров, которые оказывали бы отрицательное воздействие на развитие народа. Все параметры оказывают только положительный эффект с точки зрения развития народа и делают каждый народ полезным в той или иной мере для развития человечества в целом. Неважно, влечет ли какой-то народ человечество к сияющим вершинам духа или плетется в конце колонны, марширующей к этим вершинам. Главное, что все народы могут внести свой посильный вклад в это продвижение. Больше, чем может сам народ, он не способен внести в общее дело, но, если он объединится с подобными себе народами, то сила такого союза многократно увеличит их общие возможности. Поэтому так важно знать потенциал развития каждого народа, а также его возможный вклад в общее цивилизационное развитие человечества. При этом, следует сказать, что для такого анализа необязательно принимать в расчет все народы. Достаточно будет таких народов, в которых вышеназванные параметры развиты в наибольшей степени. На Земле существует всего 30 народов, которые потенциально могут принять участие в имперском цивилизационном строительстве. Перечень имперских цивилизационных народов приводится в Таблице 1.